news_455

Люди жили на Тибетском нагорье уже 30–40 тысяч лет назад

Тибетское нагорье — одно из самых суровых населенных мест на Земле. Вопрос о том, когда здесь впервые стали жить люди, остается открытым. Детальное изучение палеолитического местонахождения Нвия Деву, расположенного в северной части нагорья на высоте 4600 метров, показало, что верхнепалеолитические охотники-собиратели жили здесь уже 30–40 тысяч лет назад. На сегодняшний день это самая древняя надежно датированная высокогорная стоянка палеолитических людей. Отсутствие человеческих костей не позволяет точно установить видовую принадлежность древних тибетцев. Возможно, это были сапиенсы, получившие от скрещиваний с денисовцами гены, помогающие выживать в условиях высокогорья.

Местонахождение Нвия Деву находится на Тибетском нагорье немного южнее озера Силинг-Цо.
Карта из обсуждаемой статьи в Science

Палеолитическое местонахождение Нвия Деву (Nwya Devu, рис. 1), расположенное в северной части Тибетского нагорья на высоте 4600 метров, было найдено в 2013 году и с тех пор тщательно изучается китайскими археологами. Тысячи каменных орудий найдены здесь в трех последовательных слоях общей мощностью около 1,7 м. Эти слои, состоящие в основном из песка и гальки, сформировались благодаря водным потокам, по-видимому, довольно бурным, но эфемерным. Самый древний третий слой содержит раковины пресноводных моллюсков и в целом указывает на более теплый и влажный климат, чем слой 2, предположительно сформировавшийся в условиях очень холодного климата.

Каменные артефакты найдены во всех трех слоях: в первом, самом молодом — 3124 изделия, во втором — 223, в третьем — 336 (рис. 2). Никаких различий между орудиями из разных слоев исследователи не обнаружили. По их мнению, орудия составляют единый комплекс, исходно происходящий из слоя 3. Впоследствии этот слой подвергался эрозии и размывался паводками. В результате часть его материала смешалась с песком и галькой более поздних слоев 1 и 2.

Уровень развития каменных технологий древних тибетцев соответствует началу верхнего палеолита. Например, нуклеусы (рис. 2, С), от которых однонаправленными ударами откалывались многочисленные удлиненные пластины (рис. 2, D), указывают на прогрессивные методы обработки камня, характерные для верхнего палеолита. В среднем палеолите такого «массового производства» пластин, откалываемых от одного ядрища, приобретавшего при этом призматическую форму, еще не было (преобладала леваллуазская технология). В целом набор каменных артефактов из Нвия Деву больше всего напоминает находки, сделанные на стоянках начала верхнего палеолита в Сибири и Монголии, что указывает на возможную связь древних тибетцев с популяциями этих районов.

К сожалению, человеческих костей в Нвия Деву не нашли, равно как и костей каких-либо других позвоночных. Ни очагов, ни иных признаков жилья там тоже нет. Учитывая, что все орудия сделаны из черного сланца, добытого поблизости (в 800 м от места раскопок), авторы заключают, что здесь, скорее всего, находилась «мастерская под открытым небом», где древние тибетцы занимались изготовлением орудий.

Возраст отложений определяли методом оптически стимулируемого люминесцентного датирования, который показывает, как давно крупица кварца или полевого шпата в последний раз находилась на свету (см. Luminescence dating). Кроме того, радиоуглеродным методом удалось определить возраст двух раковин пресноводных улиток Gyraulus из слоев 1 и 3.

Оба метода дали сходные результаты, которые к тому же хорошо согласуются с характеристиками слоев 1–3, указывающими на условия, в которых они формировались. Получилось, что слой 1 образовался от 13 до 4 тысяч лет назад, то есть в основном в голоцене. Возраст второго слоя — 18–25 тысяч лет. Таким образом, этот слой сформировался во время последнего ледникового максимума, когда на Тибетском нагорье было еще холоднее, чем сейчас. Наконец, третий слой, из которого, по мнению авторов, происходят все каменные орудия, имеет возраст 40–30 тысяч лет. В это время условия жизни на плато были такими же или чуть лучше, чем в наши дни.

Таким образом, получается, что уже 40–30 тысяч лет назад посреди Тибетского нагорья, на высоте четырех с половиной километров над уровнем моря, жили некие люди, обладавшие весьма передовыми по тем временам верхнепалеолитическими каменными технологиями. Способность выжить в условиях сухого холодного климата и недостатка кислорода, на высокогорном плато, где мало растительности и продуктивность экосистем невысока, говорит о высокой приспособляемости азиатских охотников-собирателей начала верхнего палеолита.

Что это были за люди? Скорее всего, конечно, это были сапиенсы, возможно даже прямые предки современных тибетцев. Прежде, чем поселиться на Тибетском нагорье, они могли получить от денисовцев генетическую примесь, способствующую выживанию в условиях высокогорья (см.: Тибетцы унаследовали от денисовских людей ген, спасающий от гипоксии, «Элементы», 10.07.2014). Но нельзя полностью исключить и другую интригующую возможность. Что если это были денисовцы? Ведь они, возможно, были адаптированы к гипоксии и могли жить в горах. Вероятность того, что денисовцы перед вымиранием успели освоить верхнепалеолитические технологии, представляется низкой, но всё же не нулевой. В конце концов, верхнепалеолитические изделия, наряду со среднепалеолитическими, были обнаружены в Денисовой пещере в одном слое с фалангой пальца денисовского человека (см.: Человек из Денисовой пещеры оказался не сапиенсом и не неандертальцем, «Элементы», 27.03.2010). Впрочем, скорее всего, это результат позднейшего перемешивания слоев. Так что лучше пока остановиться на более правдоподобной версии о том, что первые тибетцы были сапиенсами, и подождать новых открытий китайских археологов.

Статья опубликована в журнале Science
Источник: Александр Марков element .ru

Напишите комментарий